Способность к творчеству – это, несомненно, подарок небес. Но что делать, если ребенок совсем не проявляет интереса к творческому созиданию? Зачастую в этом виноваты мы сами – родители. Вот несколько секретов правильного отношения к первым попыткам ребенка творить.
Плотный график занятий, самые модные развивающие игрушки и методики, четкие знания, поданные «на тарелочке», упреки за ошибки… Этого достаточно для того, чтобы ребенок понял: ничего нового он в этот мир принести не сможет. И пытаться не стоит. А между тем, творческая личность – это во многом результат разумного, стимулирующего и мягкого отношения родителей к своему чаду и ко всему, что оно делает. И вот лишь несколько советов, как помогать (и не мешать) детям развивать их творческий потенциал.
1. Дайте ребенку полную свободу. Позвольте ему использовать все формы самовыражения, которые есть в его распоряжении: рисование, письмо, дизайн, лепку, танец, спорт, пение, садоводство, поэзию, театр…
2. Поощряйте его самовыражение. Ребенок должен играть активную роль. Планируйте мероприятия, но не планируйте его вкусы и пристрастия.
3. Не судите качество созданного ребенком. Создать – не значит воспроизвести уже существующее. Истинным творчеством движет не идеальный образец, не красивая картинка, а собственные ощущения и эмоции.
4. Помогите ему преодолеть неуверенность. Страх является врагом творчества. Научите малыша осознавать свои страхи и преодолевать их. Лучшими помощниками в этом деле могут стать сказки, в которых герои сначала испытывают трудности и страхи, а затем побеждают их. Старших детей учите называть и описывать свои страхи и эмоции. Научите ребенка не бояться ошибок, ведь в творчестве нет ограничений и строгих рамок.
5. Помогите ребенку развивать чувства. Познание мира, развитие творчества и интеллекта не могут идти в отрыве от чувственной сферы. Позвольте детям испытать разные ощущения: цветовые, звуковые, обонятельные, эмоциональные. Да, они могут быть очень острыми, но это неудивительно для возраста первых открытий.
6. Дайте волю воображению ребенка. Заключить малыша в ультрабезопасной среде с предметами, специально разработанными для детей, — нет ничего хуже для развития его творческого мышления. Разрешите ребенку «включить мозги», найти свое решение, иной способ, новый путь.
7. Замените «развивающие» игрушки на реальные. Так называемые развивающие игры и игрушки не оставляют места для индивидуальности ребенка, не позволяют ему решить, как играть.
8. Знакомьте ребенка с искусством. Духовная пища имеет вполне осязаемые формы – это шедевры живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии и т.д. Ходите с ребенком в музеи, на выставки, изучайте творчество талантливых людей самостоятельно. Только так ребенок сможет понять, что именно его вдохновляет.
9. Позвольте ребенку быть оригинальным. Он хочет надеть носки разного цвета или в жару пойти гулять в резиновых сапогах? Пусть сделает это.
10. Уважайте его особое мышление. В первые годы дети живут в мире, где реальность и вымысел смешиваются. Они способны к невероятной гибкости мысли и тонкости восприятия. Мы, родители, потеряли эту великую способность, мы мыслим стереотипно. Поэтому, если ребенок на вопрос : «Какой это цвет?» отвечает: «солнечный» вместо «желтый», не нужно спешить поправлять его.
11. Поддерживайте его интерес к природе. Пусть он выращивает рассаду, наблюдает за животными, ставит вместе с вами эксперименты. Природа – лучший изобретатель, нам всем можно бесконечно учиться у нее.
12. Готовьте вместе. Преобразовать муку, сахар, яйца и молоко в торт – тоже творчество. Поощряйте ребенка придумывать собственные рецепты и воплощать их в жизнь. Позволяйте ему, где возможно, самостоятельно добавлять ингредиенты, выбирать специи и т.д.
13. Стимулируйте воображение ребенка. Много читайте ему, особенно на ночь. Придумывайте окончание истории, ее продолжение, просите ребенка самого рассказать вам волшебную историю.
14. Развивайте восприятие музыки. Давайте детям слушать различные мелодии и звуки, интересуйтесь, что они при этом чувствуют. Предложите им нарисовать мелодию.
15. И, наконец, оставьте в насыщенном графике детской жизни немного места для… скуки. Иногда самые интересные идеи и решения приходят к человеку именно тогда, когда он ничем не занят.
Итак, чтобы вырастить творческих детей, поощряйте в них дух созидания, уважайте их индивидуальность, любите их творения не меньше, чем самих детей, не гонитесь за внешней красивостью. Неважно, чем занят малыш: рисует выдуманных животных или строит самую-высокую-в-мире башню. Главное, что он ТВОРИТ.