Ребусы — еще один секрет развития мозга

Сейчас так много наглядного развивающего материала, что привычные и проверенные методы работы с памятью, речью и вниманием вроде уже ушли в прошлое. Это не так! photo_2022-02-07_18-50-00Спешим рассказать, что полезного заключено в такой работе интересной и несложной работе, как разгадывание ребусов.

  • умение идентифицировать изображение и правильно его назвать напрямую связано со зрительным и речевым развитием ребенка. Что на картинке: змея или удав? Кофта или куртка? Юбка или сарафан? Булка или хлеб? Ракета или самолет? От правильности ответа зависит успех разгадки.
  • ребусы развивают зрительно-пространственное восприятие и способность к обобщению. Не так-то просто зрительно представить себе все слово! Кроме того, сразу выявляется неумение работать с предлогами, что требует более глубокой диагностики и проработки зрительно-пространственной функции в целом.
  • ребусы очень полезны для развития произвольной регуляции. Умение применить инструкцию, действовать последовательно, удержать в голове промежуточный и итоговый результат, а если ребус не «решился», вернуться на более ранние шаги и найти ошибку. Импульсивным детям сложно вытерпеть до финального элемента ребуса, они могут спонтанно перебирать слова угадыванием, не опираясь на правила.
  • в работе с ребусами увеличивается объем рабочей памяти (актуально для слов в 3-4 элемента и больше). Отгаданные части слова нужно удерживать в памяти и в нужный момент собрать воедино.

Всего существует не менее 12 правил решения ребусов! Да разве сможет ребенок запомнить и эффективно использовать их все? Сможет. В нейропсихологическом подходе используется метод интериоризации – любой навык сначала выносится вовне и максимально подробно прорабатывается с помощью наглядной инструкции. А затем сворачивается и «присваивается» ребенку — теперь он справится сам. На начальном этапе разрешается пользоваться черновиком, позже все «буквенные вычисления» проводятся только в уме.

photo_2022-02-07_18-50-13

Сложность нужно наращивать постепенно. В карусели представлены примеры ребусов в том порядке, как их нужно осваивать с ребенком.

Сначала часть ребуса заменяем целым словом. Это очень легко и вызывает восторг у неопытных разгадывальщиков. Потом добавляем по одному основные правила: запятые, цифры, замены, перевороты. Далее включаем зрительно-пространственное восприятие — предлоги. На этом этапе спотыкаются те ребята, у которых есть проблема с этой функцией мозга. И наконец используем все правила. Если все предыдущие этапы освоены, добавляем самые сложные, неочевидные ребусы, где нужно крепко подумать.