Дворовые игры, которые незаслуженно забыты

игрыДети нового поколения не представляют свою жизнь без гаджетов. Всё свободное время они проводят за телефонами и планшетами. Ребята, рождённые в 70-90 годах, большую часть свободного времени гуляли и общались со сверстниками. Они собирались всем двором, а зачастую и улицей. Игры, за которыми проводили время ребята XX столетия, были забыты совершенно незаслуженно. Вспомним, что они из себя представляли и чему могли научить.

Казаки-разбойники: суть и правила

Казаки-разбойники – игра для компании. Чтобы она состоялась и была по-настоящему интересной, требовалось не меньше 6 человек. И чем больше ребят участвовало, тем было интереснее. Дети разделялись на две команды. Возраст участников мог быть разным, но из-за требующейся физической нагрузки, малышей младше 7 лет в команды не брали.

игры1

Территория для игр обозначалась заранее. На местности должны были присутствовать места для укрытия – дома, гаражи, деревья, кусты. Чтобы спрятаться, выделялось 20 минут. После чего казаки отправлялись на поиски. Скрываясь, разбойники оставляли метки мелом, рисуя стрелки на асфальте, домах и деревьях. Но при этом, старались запутать преследователей, разбегаясь в разные стороны. Казаки должны были поймать их всех и посадить в «темницу».

Игре были присущи правила:

  • Команда разбойников заранее подготавливала пароль. Казаки пытались выведать загаданный шифр у пленных игроков. Обычно пойманные разбойники водили соперников за нос, озвучивая ложные пароли. Например, произнося дразнилку – «На горшке сидел король и читал он книжку про тебя – мартышку».
  • Способы для «пыток» обговаривались заранее. Они не должны были унижать или причинять физическую боль. Чаще всего в ход шли щекотка либо попытки заговорить соперника.
  • Поймав разбойника, казак должен был догнать его и произнести фразу: «Красная печать, больше не убегать». Примечательно, что другой разбойник мог освободить пленного, сказав: «Зелёная печать, можно убегать». Поэтому в «темницах» должен был присутствовать охранник.
  • Победа присуждалась команде казаков, если все соперники были пойманы или разгадан пароль.

Играя в Казаков-разбойников, дети проводили время на свежем воздухе, занимались физической активностью, развивали навыки коммуникации и смекалку. Кроме того, ребята развивали пространственное мышление и стратегические навыки.

Море волнуется раз…

Эта игра отлично подходила для компаний, где собирались дети разных возрастов. Чем больше игроков удавалось собрать, тем веселее получалось провести время. Важно было найти подходящую площадку. Например, футбольное или баскетбольное поле. Чтобы было не только свободное место для каждого игрока, но и безопасное пространство, вдали от автомобилей. Ведущего выбирали при помощи жребия. Он становился в центре, остальные ребята окружали его.

Избранный игрок произносил четверостишье:

«Море волнуется — раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри».

Пока не было произнесено заветное слово «замри», участники могли танцевать, прыгать или кружиться. Но когда голос ведущего замолкал, все замирали, изображая какую-либо фигуру. Обычно она была связана с морской тематикой. Это могли быть: дельфин, пират, русалка или даже водоросли. Но поскольку однотипные правила быстро надоедали, в ход могли идти любые темы и фигуры.

игры4

Далее существовало два варианта развития игры:

  • Ведущий по очереди подходил к каждому игроку и пытался всячески рассмешить или заставить зашевелиться. Если ему это удавалось, участник выбывал.
  • Ведущий «размораживал» фигуру, дотронувшись до игрока, и должен был угадать, кого он показывает в движении. Тот, кто передавал смысл своей позиции хуже всех, становился ведущим в следующий раз.

Эта игра развивала фантазию и артистические способности. Кроме того, она способствовала развитию «усидчивости» у детей. Ведь малышам бывает очень сложно находиться без движения. Малыши учились управлять свои телом и развивали функции саморегуляции и контроля.

Светофор: как играть

Ещё одна игра, в которую с удовольствием играли все дети от мала до велика. На асфальте мелом рисовали две линии, изображающие дорогу. Ведущий становился с одной стороны «дороги» и поворачивался спиной, остальные игроки располагались напротив. Ведущий называл любой цвет – жёлтый, синий, оранжевый, розовый… А игроки должны были найти его на своей одежде или обуви.

Если нужный цвет был найден, участнику «загорался зелёный свет» и он спокойно мог пересечь дорогу. Ребята, которые не обнаружили загаданного цвета на себе, пытались её перебежать. Ведущий и игроки, находящиеся с ним на одной стороне, должны были препятствовать им. Если игроку не удалось пересечь дорогу, он возвращался на свою сторону. Игра продолжалась до тех пор, пока все участники не оказывались на противоположной стороне.

Играть в «Светофор» было увлекательно и весело. Игра повышала внимательность. Порой найти нужный цвет удавалось на бантике, пуговице или резинке для волос. Кроме того, она развивала скорость мышления, способствовала быстрому поиску и принятию решения.

Это лишь часть игр из прошлого, которые были забыты абсолютно незаслуженно. Они побуждали детей проводить время на свежем воздухе, общаться между собой, работать в команде. Развивали фантазию и находчивость. Устраивая детям каникулы без гаджетов, взрослые легко могут замотивировать и заинтересовать ими своих детей.