С началом посещения детского сада наступает новый и очень важный период в жизни ребенка — время его активной социализации и коллективного общения.
Что значит адаптация в детском саду?
Согласно Википедии,
адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Садик — это социальное (то есть общественное) учреждение, где ребенок встречает новую обстановку и незнакомых людей, новые правила и условия, которые могут существенно отличаться от принятых дома. Когда говорят об адаптации ребенка в детском саду, имеют в виду процесс привыкания малыша к этим новым условиям.
Дело вовлечения ребенка в коллектив не пущено в наших садах на самотек. Педагоги совместно с психологом садика составляют план адаптации и ведут адаптационные листы, где ежедневно отмечаются особенности аппетита и сна ребенка, общения со сверстниками, речевая и игровая активность и даже настроение ребенка. При наличии проблем проводятся консультации с родителями. Важно понимать, что дезадаптация может выражаться не только в слезах и капризах, но и в длительном отказе от общения в группе, от соблюдения распорядка дня, в замкнутости и других особенностях поведения.
Адаптация детей и родителей к детскому саду
Под адаптацией обычно понимают период привыкания ребенка к детскому садику. Между тем, привыкание требуется всей семье! Расслабленный домашний режим, при котором необязательно соблюдать какое-либо расписание, сменяется другим, более строгим. Утренний ранний подъем малыша и новый вечерний режим значительно корректируют утро и вечер всей семьи — всем приходится перестраиваться.
Плюс мамы часто слишком сильно переживают капризы и слезы своего чада и делают ошибки, которые в дальнейшем усложняют посещение сада:
- чрезмерная тревожность, волнение за ребенка, упаднические настроения мамы, сравнение с детьми соседок, сомнения (а хорошая ли я мать? может зря мы все это затеяли?). Как бы ни скрывала мама своего состояния, дети способны угадывать его без слов. Поэтому настроить на хороший лад нужно, прежде всего, себя, тогда и малыш поверит, что все будет хорошо;
- недоверие к воспитателю. Часто отношение педагогов к ребенку может отличаться от того, которое родительница нарисовала у себя в голове, и это может стать причиной недоверия и даже конфликтов. Конечно, воспитатель не знает всех особенностей вашего чада. В ваших правах объяснить и рассказать ему что-то важное о своем ребенке, его привычках и характере, но требовать особенного отношения не нужно. Неудобные разговоры проводите в отсутствие детей — это закон;
- ожидание быстрых результатов. В самом начале пути, столкнувшись с негативной реакцией своего ребенка, родители могут вообще разувериться, что тот способен привыкнуть к саду. Не спешите называть свое чадо «несадовским». Проявите терпение и выждите некоторое время, внимательно наблюдая за ребенком и посвящая ему как можно больше времени. Напомним, в среднем адаптация занимает 2-3 месяца, но нередко длится до полугода. Искусственно подгонять этот процесс — болезненно и бесполезно.
Начинаем ходить в садик
Переход к садовской жизни должен быть по возможности мягким. В этот период желательно отложить другие дела и как можно больше времени уделять ребенку. Особенно это касается мам, которые запланировали выход на работу. Первые посещения сада должны составлять не более 2 часов в день, затем это время увеличивается по взаимному согласованию.
Нужно ли маме быть с ребенком в группе или на прогулке? Если это позволяется правилами сада, мама может побыть с малышом первые два-три дня. Находясь рядом с самым близким и хорошо знакомым человеком, он легче освоится в новом месте, проявит к нему интерес и доверие. Но затягивать совместные посиделки не стоит, иначе малыш решит, что мама обязана быть рядом всегда, а ведь это вовсе не является целью допуска родительницы на территорию группы. Поэтому часть воспитателей против такой практики.
Почему ребенок плачет в садике?
Многие родители воспринимают плач ребенка во время первых недель посещения сада как катастрофу, собственный педагогический провал или козни нерадивых воспитателей.
Между тем, все не так страшно. Детские психологи уверяют, что плаксивость ребенка в этот период — нормальная реакция на столь масштабное изменение окружающего его мира. Да, дома малыш обещал не плакать и соглашался идти в сад, но он не представлял себе полную картину нового для него мира. Да и момент расставания с мамой нельзя назвать приятным для него.
Причин слез может быть множество, важно выявить именно ту, которая имеет место у вашего малыша. Зная причину, легче выбрать тактику в отношении детского плача. Это может быть:
- тревога, вызванная сменой обстановки и новыми для ребенка условиями и правилами, наличием иного режима и множества незнакомых взрослых и детей;
- избыточный поток новых впечатлений, как положительных, так и негативных;
- отсутствие навыков самообслуживания, ребенок чувствует себя беспомощным, ведь мамы рядом нет, а чужую тетю просить о помощи страшно;
- негативное первое впечатление о саде. Оно может быть настолько сильным, что требуется перерыв в посещении сада, чтобы сгладить неудачный опыт;
- личное неприятие воспитателя. Следует отметить, что эта причина встречается нечасто;
- наконец, психологическая неготовность малыша к саду. Это самая непростая ситуация, которая чаще всего говорит о сложностях в семейных отношениях, нехватке у малыша общения с мамой, но может свидетельствовать и о личных особенностях ребенка.
Если ребенок в очередной раз расплакался, не расстраивайтесь и не раздражайтесь. Ему просто нужно ваше внимание и прикосновения, которых сейчас ему очень не хватает. Посадите его на колени, обнимите, успокойте. Но только сами не впадайте в уныние и слезливость — дети это сразу чувствуют.
Как помочь ребенку привыкнуть к саду?
- Не торопите события и приучайте малыша к саду постепенно. Гуляйте на площадке сада. Обращайте внимание крохи на то, как тут красиво, как весело здесь играть. Дома в выходные попробуйте воссоздать режим дня в ДОУ. Играйте в «детский садик» дома, проигрывайте самые типичные ситуации, которые могут возникнуть в детском учреждении.
- Учите свое чадо навыкам самообслуживания, стимулируйте его самостоятельность во всем.
- Интересуйтесь событиями садовской жизни, каждый день спрашивайте (но не допрашивайте) ребенка о том, как прошел день. Удивляйтесь, радуйтесь, поддерживайте, хвалите. Ваши разговоры должны быть веселыми и без принуждения. Держите контакт с воспитателями и нянечками, нередко они могут забыть сказать что-то важное, если их не спросить. Акцентируйте внимание малыша на позитивных моментах, а негатив воспринимайте без лишних эмоций, которые он непременно заметит.
- Проводите с малышом больше времени вместе, например, гуляйте после садика, общайтесь перед сном, читайте книги, лепите, рисуйте. Многие родители ошибочно полагают, что «сдав» ребенка в сад, можно уделять ему меньше времени. Это не так. Малышу теперь нужно ничуть не меньше маминой любви, чем раньше.
- Придумайте ритуал прощания и каждый день используйте его при утреннем расставании. Это могут быть любые слова или действия (поцелуи, объятия, пожелания хорошего дня и т.д.). Пусть ребенок берет с собой любимую игрушку, если он этого хочет. Игрушка будет напоминать о маме и успокаивать кроху.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому процесс адаптации у всех протекает по-разному. Родителям важно быть внимательными к своим детям, не подгонять их и не ставить сроки, проявлять искреннюю заинтересованность и позитивный настрой во всем, что касается детского сада. Тогда привыкание к садику пройдет без серьезных проблем, а для малыша он станет источником новых знаний и друзей, местом веселых игр и полноценного развития.